Планета sch2.netОбратная сторона Планеты sch2.net Наш Пушкин
Исаак Семенович Збарский

 
Андрей Литманович Mon, 26.01.2004 - 11:27
Получил письмо от одноклассника:
-------
23 января скоропостижно скончался учитель литературы и русского языка, преподававший во второй школе до 70 года Исак Семенович Збарский.
Панихида состоится во вторник 27 января в 14-00 в помещении 9 морга (70 горбольница, Федеративный проспект, д.17, корп.4) и в Николоархангельском крематории (приблизительно от 15-30 до 16-00).

Николай Кабанов, выпускник 1970 г.
-------
Рудик, Айзек...


Исаак Семенович Збарский*

ЛТК
Литературно-театральный коллектив Второй школы

Сорок пять лет тому назад, 23 февраля 1958 года, к юбилею Советской Армии группа учащихся нашей школы поставила несколько сцен из пьесы Бориса Горбатова "Юность отцов". Вряд ли кому-нибудь тогда могла прийти в голову, что так начнется одна из самых ярких страниц истории Второй школы. но удачный вечер, где особенно выделялось исполнение ролей нашими "ветеранами" Аллой Подгаец и Рудиком Быковым, вызвал у нас мысль: "А что если продолжить работу?". И вот уже 45 лет прошло с той поры, и перед нами сухая статистика: за время существования ЛТК поставлено 13 спектаклей, прошедших 46 раз. Членством в ЛТК мог гордиться 151 ученик нашей школы.

Александр Ведерников, герой одного из самых любимых наших спектаклей "Годы странствий" А.Н. Арбузова, спрашивал: "Куда уходят дни?"
- А куда им уходить?.. Хорошо прожитый день и после нашей смерти жить остается, - отвечают ему. Думается, что вместе с ЛТК многие вспомнили бы о хорошо прожитых днях и даже годах. Было, конечно, всякое, и плохое тоже, но светлого было намного больше, а со временем помнится только хорошее. И сейчас мы вспоминаем это время как годы радости и даже счастья.

К.С. Станиславский как-то сказал: "Театр - это не игра в бирюльки! Это серьезное занятие, а сейчас и дело народное..." И если школьный театр давал нам возможность делать зрителей чище, лучше, умнее, то он при этом делал такими же самих исполнителей. Тем более, что театр - дело коллективное. Поэтому в аббревиатуре "ЛТК" мы считали самой главной букву "К" - коллектив. Правда, участники первых вечеров не сразу осознали себя как коллектив, как что-то постоянное. И вначале себя элтековцами еще не называли.

В те годы подряд шли значительные юбилеи: 150-летие Гоголя (1959), 100-летие Чехова (1960), 50 лет со дня смерти Л.Н. Толстого (1960).

Поэтому следующими работами были гоголевский вечер (сцены из "Ревизора" и "Женитьбы": тогда стали участниками Галя Киселева, Саша Беницевич, Володя Якубович и др.)

Между "юбилейными" поставлены были сцены из Легенды о Любви", на премьере которой присутствовал автор пьесы Назым хикмет. Эта работа привела к нам Люду Воробьеву, Таню Короткову, Сашу Горбунова.

Наташа Салынская в роли Анны Карениной, Вторая школа, ЛТК, 1961? год Этапным стал очень объемный чеховский вечер (сцены из "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада"). Этот спектакль привел в коллектив Люду Демченко, Мишу Литвинова, Валю Гефтера, Витю Иванковского, Наташу Салынскую, Аллу Смотрицкую, Таню Гаршину, Сашу Крючкова, Лину Кантор, Лену Петрову, Валеру Шиляхина и др.)

Яркий вечер Маяковского дал нам Женю Райскую, Лену Андрианову.

Шестой работой ЛТК стал нашумевший тогда толстовский спектакль, показанный даже по центральному телевидению. Большие сцены из "Анны Карениной", "Воскресения" дали возможность многим исполнителям проявить явные актерские способности, но особенный успех выпал на долю "Живого трупа" с его второй - "цыганской" - картиной.

В пьесе Толстого точно указаны все песни, которые исполняет цыганский хор. Попытка получить эти песни в Малом театре, где тогда шел "Живой труп", Л.Толстой 'Живой труп', Р.Быков (Иван Макарович) и А.Гиндина, Е.Райская, Г.Шаганова (цыганки), Вторая школа, ЛТK, 1961-1962 г.г. была безуспешной, и тогда мы решились пойти к цыганам - в театр "Ромэн". К великому нашему удивлению нас принял сам главный режиссер театра С.А. Баркан, который не только предложил Н. Сличенко, Р. Удовиковой и другим замечательным актерам передать нам текст и ноты песен, но и исполнить их для нас. Несколько раз мы репетировали в "Ромэне", а на премьеру в школу приехали режиссеры и актеры театра, которые при обсуждении сказали, что мы, конечно, не цыгане, но исполняем цыганские песни лучше, чем в Малом театре. Удивительное было впечатление, когда на всех этажах школы поклонники ЛТК распевали "Канавеллу", "Час роковой", "Шэл мэ вэрста", "Величальную" и, конечно, прославленную "Не вечернюю".

Дружба наша с театром продолжилась, и на 30-летие "Ромэна" делегация ЛТК поздравила наших друзей не только адресом, но и исполнением "Величальной" с таким текстом:

Л.Толстой 'Живой труп', Цыганский хор: П.Денисов, С.Чекмарев, И.Вишнякова, А.Гиндина, Л.Фельдман, Н.Пригожина, Л.Ларионова, М.Бромберг, Т.Андриянова, Вторая школа, ЛТK, 1961-1962 г.г.Что может быть торжественней,
Чем этот юбилей.
Его встречаем песнею,
Рожденной у друзей.
И в этой песне слышится
Нам добрый ваш привет,
И пусть вам легче дышится
Еще хоть триста лет.
Хор наш поет припев любимый
Средь знакомых шефских стен.
Процветай же, наш родимый,
Дорогой театр "Ромэн".
На радость нам живите,
По-прежнему цветите
И творчески растите,
Любимые друзья!

Забавно было то, что еще долгое время В.Ф. Овчинникову звонили представители различных предприятий с просьбами продать им билеты "на цыган".

Вместе с Толстым в коллектив влились Люда Ларионова и Миша Солонин, Сергей Чекмарев и Борис Мельников, Наташа Пригожина и Таня Андрианова (история которой заслуживает отдельного рассказа), Володя Лернер и Петя Денисов, Света Куфтина и Люда Рубина, и еще многие другие.

После большого успеха толстовского спектакля школу покинули выпускники, среди которых было много членов ЛТК. Хотя некоторые из них и продолжали работать в коллективе, пора было думать о пополнении. Коллектив был на подъеме, и новый, седьмой спектакль не должен был быть "ниже" предыдущего. Надо было брать новую высоту.

В начале 1961 года руководитель ЛТК случайно встретился с выдающимся драматургом А.Н. Арбузовым и рассказал ему о школьном театре и о том, что ЛТК предполагает начать работу над его пьесой "Годы странствий". У этой пьесы была сложная театральная судьба: официальная критика ее не жаловала, герой пьесы Ведерников, по мнению критиков, не соответствовал канонам образцового советского человека.

Алексей Николаевич заинтересовался, дал свой телефон и попросил прислать ему текст сокращений. Он был очень удивлен, когда узнал, что школьники хотят ставить пьесу целиком. Он даже сказал, что, может быть, приедет к нам на спектакль. Впервые ЛТК начал работу не над фрагментами, а над большой и трудной пьесой, да еще предстояло, возможно, играть перед автором таких прославленных произведений, как "Таня", "Город на заре", "Иркутская история" и многие другие. Коллектив работал над "Годами странствий" полгода.

За это время сильно укрепилась и буква "Л" (литература) в названии нашего коллектива: в школе прошли вечера Булата Окуджавы, в которых принимал участие автор, встреча с поэтическим объединением "Магистраль", встреча с Людмилой Владимировной Маяковской, сестрой поэта, занятия с А.Т. Парфеновым по японским хокку и др.

Но все, конечно, ждали премьеры новой работы, которая состоялась 30 ноября 1961 г. "Годы странствий" игрались до 14 апреля 1962 года, ЛТК дало 13 спектаклей.

Самым важным "экзаменом" для коллектива был спектакль 31 января 1962 года, на котором присутствовали А.Н. Арбузов, А.Н. Богачева-Арбузова, работники Центрального детского театра и многие другие. Сохранились записи того времени, в том числе и запись выступления Алексея Николаевича Арбузова на обсуждении спектакля.

Во время спектакля А.Н. Арбузов говорил жене: "Только сегодня я понял, что эта вещь - еще не написанная. И у меня уже нет той чистоты, чтобы ее написать". После сцены "Дороги" он попросил свою книгу и с огорчением сказал: "Надо же было снять такую реплику. Нужно ее "восстановить в последующих изданиях". Вообще было видно, что он сильно поражен неожиданным для него впечатлением: он как-то всё не мог в себя придти от неожиданности и даже сказал при всех: "Я сегодня понял, что "Годы странствий" еще не сыгранная пьеса". На своей книге он написал: "...с благодарностью за чудесный вечер на спектакле "Годы странствий" во второй школе на Юго-Западе. Жму руку А.Н.Арбузов".

А.Н.Арбузов надписывает коллективу свою книгу 'Театр': А.Арбузов, Р.Кантор, А.Н.Арбузова-Богачева, И.Збарский (после спектакля 'Годы странствий'), Вторая школа, ЛТK, 31.01.1962 г.

Больше всех он выделил Мишу Солонина - Ведерникова, сказав о нем: "Из него вышел бы профессиональный актер", помолчал и добавил: "Но не нужно, чтобы вышел", Таню Гаршину - Люсю. Еще особо выделил Киселеву - Зинку Голоконцеву, Краузольдт - Галину и Сашу Крючкова - Прохожего. (Вот Саша действительно стал не только профессиональным актером, но и заслуженным артистом России).

Приведем некоторые фрагменты из выступления Арбузова на обсуждении спектакля: "Вот мне рассказывали, каких вы драматургов хороших ставили: и Чехова, и Толстого. И я поэтому вас и благодарю, что вы меня поставили. Уж очень хорошая компания. Спасибо вам! И в вашем кружке удивительный серьёз, который подкупает очень. Я провел здесь такой хороший вечер. Вы должны очень любить своего руководителя и быть ему благодарными, потому что, мне кажется, он вас делает счастливыми и сделает вас еще счастливыми не один раз. За это и я ему благодарен... В профессиональных театрах актерам свойственно уводить зрителя от идеи к игре, поэтому у вас преимущество в том и состоит, что в вашем спектакле есть какая-то чистота мысли. Она недостаточно, может быть, сыграна, как ее могли бы сыграть люди, которых учили 4-5 лет мастерству актера, тогда, конечно, вы играли бы более мощно. Но в смысле существа внутреннего вы на верном пути. Это бесспорно..." Это пожелание выдающегося драматурга, который и сам руководил театральной студией, утвердило нас в выборе пути.

А.Н.Арбузов на обсуждении спектакля ЛТК 'Годы странствий': Л.Ларионова (Ольга), Н.Краузольдт (Галина), Т.Короткова (Нина), Г.Киселева (Зойка), А.Беницевич (тетя Тася), Г.Степанова (девушка из цеха), С.Куфтина (Кузя), С.Чекмарев (2-й солдат), А.Преображенский (Солдатенков), Т.Гаршина, А.Годунов, В.Борисенко (артиллерист), А.Лукин (3-й солдат), В.Посохин (Олег), В.Иванковский (прохожий), Вторая школа, ЛТK, 31.01.1962 г.

На районном театральном смотре, где был показан спектакль, присутствовали главный режиссер театра "Ромэн" С.А. Баркан, зав. лит. частью театра В.В. Любинский, драматург С.Л. Лунгин, известный актер студенческого театра МГУ Шестаков, представители районной педагогической общественности. Работа была оценена весьма высоко. Особенно выделяли исполнительниц женских ролей: Гаранту, Беницевич, Краузольдт, Киселеву. Из "мужчин" отметили исполнение эпизодической роли Прохожего Сашей Крючковым, который в предшествующей работе исполнял главную роль Феди Протасова.

Вместе с постановкой спектакля "Годы странствий" в ЛТК появились Нина Крауэольдт, Галя Степанова, Фая Кукляева, Элла Жигаленкова, Вика Шелунцова, Лариса Сиденко, Алик Лукин, Алик Нетунаев, Володя Посохин, Володя Борисенко

Сцена из спектакля 'Годы странствий' А.Арбузова: М.Солонин (Ведерников), А.Преображенский (Солдатенков), В.Борисенко (артиллерист), Вторая школа, ЛТK, 1962 г.

Успех этого спектакля вызвал у известного переводчика В.В.Рогова желание поставить на нашей сцене пьесу совершенно уникальную, которая никогда не шла на русской сцене - трагедию Софокла "Филоктет". Постановка эта требовала совсем иной "техники" и в чтении стиха, и в пластике, и в оформлении спектакля (кстати, одну из ролей в ней играл Жора Франгулян, ныне широко известный скульптор, создавший среди прочих памятник Б. Окуджаве на Старом Арбате). Ставил спектакль В.В. Рогов, ему помогала Р. Розина. Интересно сыграл в спектакле новый в ЛТК исполнитель С. Шелов.

Следующей работой ЛТК был спектакль по пьесе А.Н. Арбузова "Город на заре", который был сыгран семь раз. На одном из спектаклей присутствовал А.Н. Арбузов, который одобрил и эту работу уже знакомого ему коллектива. Коротко перечислим завершающие историю ЛТК работы:
- "Ша в квадрате" ("Смуглая леди сонетов" Б. Шоу и "Много шуму из ничего" В. Шекспира),
- инсценировка романа М. Анчарова "Теория невероятности". Эти постановки заслуживают более подробного рассказа, но недостаток места и времени заставляют отложить его на следующий раз.

Хотелось бы остановиться на основах работы нашего коллектива. Приведем здесь некоторые выдержки из основополагающих документов ЛТК.

Устав ЛТК
(Литературно-театрального коллектива школы N2):

- Школьный театр - это прежде всего школа, а потом уже театр. Это школа через театр. Наша формула: "физик" + "лирик" = человек будущего.

- Нет бездарных людей (принимать всех).

- Нет незаменимых людей (сегодня Федя Протасов, завтра Прохожий и всегда рабочий сцены).

- Все делают всё.

- Театр - это коллектив. Буква "К" - это наш принцип.

Организационные принципы:

- Принимать участие в работе ЛТК может любой успевающий ученик школы. Получивший несколько двоек отстраняется от репетиций до исправления.

- Членом ЛТК становится каждый участник законченной работы коллектива. Прием в ЛТК проходит на общем собрании коллектива в день премьеры.

- Членство в ЛТК почетно, вечно и накладывает на члена ЛТК определенные обязательства.

- Уронивший честь коллектива исключается из него решением общего собрания.

- Ушедший из школы остается членом ЛТК.

- Участник работы, не заявивший заранее о неявке и сорвавший репетицию или (что невероятно) спектакль, отстраняется от работы.

- Форма одежды члена ЛТК - черный свитер с белым воротничком, черные брюки.

- Всей деятельностью ЛТК руководит бюро, избираемое на общем собрании в начале учебного года.

- Всё руководство ЛТК является выборным и добровольным.

- Членами бюро являются директор ЛТК, главный режиссер, очередные режиссеры и их помощники, председатель бюро ЛТК, главные специалисты: осветитель, звукооператор, зав. реквизитом, художник, костюмер, гример, казначей.

- Обязанности и права членов бюро ЛТК определяются утвержденными "Правилами работы ЛТК".

Правила работы ЛТК, права и обязанности членов ЛТК:

- Каждый член ЛТК может принять участие в любой работе коллектива, доказав это право своим трудом.

- Член ЛТК может быть избран на любую должность в коллективе при его добровольном согласии.

- Члены ЛТК принимают участие в распределении ролей, в утверждении состава спектакля, активно обсуждают результаты работы.

- На репетиции не опаздывают и с них не уходят без особого разрешения. Курить во время репетиции разрешается только режиссеру.

- Член ЛТК сохраняет лучшие традиции коллектива, заботится о его авторитете, привлекает в него новых членов. Он знает историю ЛТК, уважает своих товарищей, всегда помогает в работе своему дублеру по роли, не испытывая зависти и ревности.

- Член ЛТК помнит, что на сцене его первая забота - о партнере, что зритель смотрит не отдельных исполнителей, а спектакль ЛТК, за который все участники несут равную ответственность.

- Член ЛТК не забывает слова одного замечательного актера: "Самовлюбленный человек никогда не станет путным человеком, а тем более актером".

Особые правила:

- Главный режиссер и очередные режиссеры спектакля решают все творческие вопросы окончательно.

- Распределение ролей, утвержденное режиссерами, не обсуждается и не должно вызывать обиды члена ЛТК. В ЛТК не бывает суфлеров.

- Гордясь своим коллективом, член ЛТК должен уважать труд товарищей по искусству.

- Доброе отношение к чужой работе - закон для члена ЛТК.

Многолетняя практика работы в ЛТК подтвердила, что эти правила не были декларацией о намерениях, а действительно определяли атмосферу в коллективе.

Может быть, примером этого отношения к своему коллективу будет письмо Александра Храмцова с грифом "Полевая почта 86747-"В":

"...Наконец, я попал на место постоянной службы... Привезли меня в самую Германию. Здесь довольно приличная библиотека. Когда увидел собрание сочинений Шекспира в 8 томах, вот тогда-то у меня засосало под ложечкой. Сразу бросился искать Шоу, но начальство меня остановило. Вы не представляете себе, как хочется побывать хоть на одной репетиции ЛТК.

Татьяна Карташова мне написала, что ЛТК ставит "Ш в квадрате". Это очень здорово. Обязательно пришлите мне фотографии первого спектакля. Очень приятно будет увидеть знакомые физиономии. Очень вас попрошу. При первой возможности передайте мои наилучшие пожелания всем старым членам ЛТК, ановичкам передайте, что если они будут любить наш родной ЛТК так, как любили его мы, то получится отличный спектакль. В том, что найдутся хорошие исполнители, я не сомневаюсь, т.к. во Второй школе можно найти что угодно и кого угод но... Передайте мои наилучшие пожелания Владимиру Федоровичу.

Ну пока, все. До свиданья. Саня. (30 октября 1964 г.)"

Письмо прочитали на общем собрании ЛТК. Ответили Сане.

Спектакль "Ш в квадрате" стал одним из самых ярких в ЛТК. В нем приняли участие такие заметные члены ЛТК, как Роксана Балицкая, Толя Куприянов, Оля Воейкова, Жора Пасторе, Миша Лесов, Ия Окунева, Володя Бусленко, Юра Збарский, Марк Гельштейн, Витя Тумаркин. Яша Хейфец, Саня Даниэль и др.

Саша Храмцов был прав: во Второй школе можно было найти что угодно и, кого угодно. История ЛТК это подтверждает.

 

Литературно-театральный клуб

Художественный руководитель и главный режиссер Исаак Семенович Збарский

1. Б.Горбатов, "Юность отцов", премьера 23 февраля 1958 года, дан 1 спектакль

2. Н.Гоголь, сцены из "Женитьбы" и "Ревизора", осень 1958, 2 спект.

3. Назым Хикмет, сцены из пьесы "Легенда о любви", 15 ноября 1959, 1 спектакль, присутствовал автор

4. А.Чехов, сцены из пьес "Три сестры", "Дядя Ваня", "Вишневый сад", "Предложение", "Медведь", февраль 1960, 1 спектакль

5. Вл.Маяковский, сцены из комедий "Баня" и "Клоп", стихотворения, 25 мая 1960, 1 спектакль, возобн. 25 мая 1962, 1 спектакль

6. Л.Толстой, сцены из "Воскресения" и "Анны Карениной" (1 акт), "Живой труп" (2 акт), 14 января 1961, 8 спектаклей

7. А.Арбузов, "Годы странствий", прогон 30 ноября 1961, премьера 10 декабря 1961, в присутствии автора 31 января 1962, 13 спектаклей

8. Софокл, "Филоктет", постановка В.Рогова, 16 июня 1962, 1 спектакль

9. А.Арбузов, "Город на заре", 31 мая 1963, 7 спектаклей

10. Б.Шоу, "Смуглая леди сонетов", 22 мая 1965, 1 спектакль

11. "Ш2": (В.Шекспир, "Много шума из ничего", Б.Шоу, "Смуглая леди сонетов"), 30 декабря 1965, 9 спектаклей

12. М.Анчаров, "Теория невероятности", 5 мая 1967, 6 спектаклей

13. А.Арбузов, "Мой бедный Марат", 17 июня 1967, прогон.

Всего дано 46 представлений;
151 участник.

 

Публикация статьи продолжается...

 

___________
* Исаак Семенович Збарский - Учитель литературы Второй школы в 1957 - 1970 годах, Художественный руководитель и Главный режиссер ЛТК
из книги: "Записки о Второй школе (групповой портрет во второшкольном интерьере). Сост.: Г.Ефремов (Юра Збарский), А.Крауз.- М.: Издательство "Грантъ", 2003.

Письмо Ведру vedro.design 2003 Рейтинг@Mail.ru